Ратифицировать
— значит дать понять клиенту: нечто происходит или произошло.
Сеанс
гипноза — это взаимодействие между
терапевтом и пациентом. Пациент отправляет терапевту послания посредством
минимальных признаков. Тот должен с помощью ратификации проинформировать
пациента, что послание получено. Простого поощряющего слова, кивка головы, изменения
интонации в большинстве случаев достаточно.
Ратификация
и поощрение признаков, свидетельствующих о том, что гипнотический сеанс протекает
хорошо, успокаивают и пациента, и терапевта. Ратификация позволяет углублять и
поддерживать транс, и очень важно осуществлять ее именно в ходе сеанса.
Упражнение 27
Некоторые
профессионалы являются мастерами ратификации. Наблюдая за ними, вы можете
многое узнать об этой технике (мы имеем в виду прежде всего продавцов и
коммивояжеров).
Основное
в наведении
Теперь
вы владеете основными техническими элементами, позволяющими осуществить
гипнотическое наведение сопровождением в
приятном воспоминании.
Это
самое надежное и самое безопасное
наведение.
Вы
получите гипнотический транс, который
сможете контролировать, наблюдая минимальные
признаки.
Вы
ведете вашего пациента к терапевтической фазе разумным использованием ратификации.
Во
время наведения вам следует быть очень осторожным. Милтон Г. Эриксон утверждает,
что в этой фазе чувствительность
пациента возрастает, и все, что вы делаете, имеет для него особое значение.
Избегайте
вмешательства. Новый Гипноз
базируется на понятии уважения к пациенту.
Вы
осуществляете позволяющее мягкое
сопровождение в рамках, предоставленных пациентом.
Косвенное внушение — мощный инструмент,
используемый как в фазе наведения, так и в терапевтической фазе. Его «двойное
лезвие» может благоприятствовать как наведению, так и вмешательству. Для того
чтобы овладеть косвенным внушением, необходимо длительное обучение.
Как
вы сами скоро обнаружите в своей практике, трудно определить границу между
фазой наведения и терапевтической фазой.
Именно
на терапевтической фазе вы будете использовать открытые внушения и метафоры.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ВНУШЕНИЙ
ВНУШЕНИЕ
Внушение
— банальное явление повседневной жизни
Андре
Вайтценхоффер следующим образом характеризует внушение: это прямое воздействие,
оказывающее влияние на мыслительные процессы или поведение индивида; материал —
чаще всего вербальный, используемый для того, чтобы оказать это воздействие;
эффективность внушения зависит от субъекта, от содержания воздействия и от
совокупной ситуации, в которой оно произведено.
Внушения
можно разделить на три большие категории:
l прямые внушения;
l косвенные внушения;
l открытые внушения.
Традиционный
гипноз использует в основном прямые внушения. В Новом Гипнозе их следует
избегать и предпочитать им в фазе наведения, если это необходимо, косвенные
внушения, а в терапевтической фазе — открытые.
Упражнение 28
Подумайте
над такой фразой Жана-Мишеля Угурляна:
"В
той мере, в какой я подражаю жесту другого, можно также сказать, что этот жест
был навязан другим”. К какому конкретному моменту гипнотического акта она
относится?
КЛАССИФИКАЦИЯ
ВНУШЕНИЙ
Прямые
внушения
явные
закамуфлированные
Постгипнотические
|
Косвенные
внушения
последовательность
принятия
импликация
вопросы
негативное парадоксальное
двойная связка
контекстуальное
составное
трюизм
отсутствие упоминания
связанное со временем
безмолвное
намек
инвертированное
Метафора
|
Открытые внушения
мобилизующие
охватывающие все
возможности класса
открытые ограниченные
|
Суггестивная картина
Вы
приступаете к самой сложной части обучения. Эти понятия, новые для начинающих
иногда обескураживают. Как вы увидите, детальное изучение облегчает их
понимание. Последнее необходимо для того, чтобы как следует осуществлять ваши
будущие наведения и терапевтические фазы.
Упражнение 29
Дважды
прочитав таблицу, перечислите по порядку все виды внушений.
ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ
Прямое
внушение недвусмысленно указывает на намерения оператора. Часто используемое в
традиционном гипнозе, в Новом Гипнозе оно применяется лишь в особых случаях.
Явное прямое внушение
Терапевт
точно и ясно указывает, чего он хочет добиться или что должно появиться. У
пациента нет выбора. Внушение может либо реализоваться, либо не удастся.
Такое
внушение кажется нам неуклюжим и даже опасным. Трудно представить себе, чтобы
терапевт мог точно знать, что хорошо для пациента. Оно вызывает сопротивление,
переживаемое как неудача.
Например:
"На
цифре "5”
ваши глаза закроются;
Теперь
вы будете ездить на метро совершенно спокойно;
С
этого момента шоколад станет для вас ядом”.
В
Новом Гипнозе вы можете использовать явное прямое внушение в следующих двух
случаях:
l при анестезии части тела;
l при модификации телесного
ощущения при некоторых болях.
Закамуфлированное прямое внушение
Речь идет о том,
чтобы ясно предложить нечто закамуфлированное, в силу того, что это будет
частично исходить от самого пациента. Что именно должно произойти, открыто не
указывается.
Такую форму
внушения можно рассматривать как закамуфлированную.
Внушение, хотя и
прямое, запускает у пациента бессознательные процессы узнавания или обучения.
Иногда используемое в Новом Гипнозе, оно не вызывает такого сопротивления, как
явное прямое внушение.
Например:
"Эти приятные
ощущения, о которых вы вспоминаете, заменят другие”.
Упражнение
30
Возьмите книгу в
правую руку, встаньте, закройте ее, затем закройте глаза и сосчитайте до 30,
наблюдая за своими ощущениями. Загляните в ответ к этому упражнению.
Постгипнотическое
внушение
Оно заключается в
том, чтобы запечатлеть в разуме пациента
во время гипнотической фазы виды поведения, которые реализуются в
постгипнотическом периоде.
Традиционный гипноз
систематически использует эти внушения. Наиболее известный пример предоставляет
нам Нансийская школа: Бернгейм внушал некоторым своим пациентам назавтра в
полдень, в ясную солнечную погоду, выйти на площадь Станислава и трижды
раскрыть свой зонт.
Запомните, что вы
не сможете заставить человека сделать все что угодно — пациент всегда сохраняет
определенную долю критичности.
Новый Гипноз
использует такое внушение при определенных показаниях и менее директивно: для
того чтобы вызвать амнезию, в практике самогипноза и чтобы гармонизировать
возвращение в последней части сеанса.