ОТКРЫТОЕ ВНУШЕНИЕ
Мобилизующее внушение
Предложите пациенту
нечто неопределенное — расплывчатые мобилизующие рамки, которые он заполнит в
зависимости от своей готовности и внутренних ресурсов.
Это уважительное
внушение представляет собой двигатель, позволяющий бессознательному пациента
осуществить работу.
Например:
"Ваше
бессознательное разместит по местам... все, что необходимо”.
"Использование
ваших бессознательных ресурсов позволит... осуществить... эту работу”.
В техническом плане
отметьте использование паузы после мобилизующих глаголов или существительных.
Упражнение
41
Составьте фразы,
используя мобилизующие глаголы и существительные.
Ограниченное открытое внушение
По Эрнесту Л.
Росси, этот тип внушения предлагает целый ряд возможных ответов, подтверждаемых
гипнотической реакцией. Выбор ответов может носить неограниченный характер (без
конкретного уточнения).
Например:
"Вы можете учиться
разными способами”.
"Некоторые позы
могут оказаться весьма комфортными”.
"Существует много
способов работать”.
Упражнение
42
Подумайте о
различиях между трюизмом и ограниченным открытым внушением. В чем заключаются
особенности их воздействия?
Внушение, охватывающее все возможности
класса
В этом случае
должны быть рассмотрены все категории, принадлежащие к одному классу. Это
позволяет бессознательному пациента осуществить реальный выбор. И, что бы ни
было выбрано, ответ непременно будет хорошим — именно тем ответом, который
наиболее подходит пациенту.
Например:
"Я не знаю, станет
ли легче одна из ваших рук или обе руки, или одна за другой; или одна или обе
руки нальются тяжестью; или вы почувствуете покалывание или какое-то другое
ощущение, или что-то другое, или же вы вообще ничего не почувствуете”.
"Я не знаю, что
именно использует ваше бессознательное для поиска решения: не знаю, оперирует
ли оно слуховыми образами, зрительными, ольфакторными или какими-либо другими;
или же оно использует некоторые слова, которые я произношу; или ощущения,
которые вы обретаете сейчас; или ничего из этого, или что-то иное”.
Упражнение
43
Пациенту, желающему
сбросить лишний вес, для решения этой проблемы перечислите все возможности в
рамках одного класса.
МЕТАФОРА
"Корабль вспахивает море”
Эта известная
фраза, принадлежащая Аристотелю, является одновременно и примером, и этимологическим
объяснением слова "метафора”:
Через (мета) моря
корабль переносит (форейн) путника.
Специалисты, практикующие Новый Гипноз, часто используют способ, позволяющий переносить пациентов от опасных берегов сознания к глубоким и спокойным водам бессознательного, в поисках ресурсов, необходимых для изменения.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА
Терапевтическая
метафора — это послание на нескольких уровнях.
История, сказка, идея, фраза, жест могут иметь два значения. Первое, явное,
обращается к сознанию пациента. Второе, скрытое,
является предложением, адресованным его бессознательному.
Пациенту
предоставляется реальный выбор, так
как второй смысл может быть и принят, и не принят.
Если послание не проходит на этом
бессознательном уровне — ничего не сделано, но и ничего не потеряно.
Метафора имеет
более или менее точную цель, очень "активизирующую”, если она проходит на
уровне бессознательного.
Самая лучшая
метафора — та, которую нам подсказывает сам пациент и которую терапевт конструирует
в ходе гипнотического сеанса.
Упражнение
44
Конструирование и
использование метафор подразумевает использование разнообразных техник, которым
не место в учебнике начального уровня.
Тем не менее, вы
можете потренироваться в нахождении метафор и использовать их в терапевтической
фазе в случаях:
l функционального колита,
l страха провала перед концертом у
пианиста,
l импотенции у мужчины.
Основное в вербальных терапевтических внушениях
Теперь
вы умеете обращаться с мобилизующими
вербальными внушениями с терапевтической направленностью.
Другие открытые внушения, охватывающие все возможности класса, дают вам многочисленные возможности сориентировать пациента на работу, которую он осуществит в атмосфере дозволенности.
Метафора — вербальное внушение,
относящееся к косвенным внушениям, наиболее приятное как для клиента, так и для
терапевта. Метафора действует на нескольких уровнях, и ее скрытое воздействие
оказывает активизирующее влияние на
бессознательные процессы.
Милтон
Г. Эриксон учил своих учеников доверять своему бессознательному при
конструировании метафор. Следуйте его совету.
В
терапевтической фазе используются также и другие средства:
l невербальные внушения;
l паузы и молчание.